Новости

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ (ПЕНСИОНЕРОВ) ВОЙНЫ И ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

В звенящей тишине
В редакционной почте – сообщение давнего рабкора газеты, железнодорожницы с 38-летним стажем Татьяны Ипатовой. Она возглавляет совет ветеранов посёлка Усть-Тавда в Тюменской области.
«Как и тогда, в 1941-м, нынешняя дата 22 июня пришлась на воскресенье. Теперь это День памяти и скорби, призванный увековечить одно из самых трагических событий в истории нашей страны – начало Великой Отечественной войны.
В посёлке Усть-Тавда 84-ю годовщину с момента рокового нападения фашистской Германии на СССР отметили акцией «Свеча памяти» и митингом «Память сильнее времени». Десятки неравнодушных жителей, в числе которых традиционно были дети из отряда «Орлята России» и ветераны, собрались возле мемориала воинам. Символично, что памятное место появилось в нашем населённом пункте пять лет назад, 22 июня 2020 года, благодаря поддержке руководства Свердловской магистрали.
Ещё не угасли символизирующие печаль о погибших язычки пламени, когда начался митинг, в ходе которого тожественно звучали песни военных лет. Ведущие – члены поселковой ветеранской организации Наталья Юсупова и Татьяна Умбитова отметили, что в этот день мы скорбим о павших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. О тех, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая Отечество.
После проникновенной речи подполковника запаса Александра Австриевских состоялась церемония возложения цветов к подножию мемориала (на фото). Склонив головы, участники акции и митинга почтили память павших минутой молчания. Прерываемая лишь пением птиц тишина была особенно проникновенной. Это почувствовали даже малолетние дети».

Двойной день рождения
В своём письме председатель совета ветеранов Тюменского центра организации работы железнодорожных станций СвЖД Раиса Рукосмотрова рассказывает о судьбе женщины, которая недавно отметила 95-летие.
«Не припомню, чтоб она в больнице лежала, – восхищается своей мамой-долгожительницей Марина Плюсовских. – Таблеткам предпочитает травки и вот уже 68 лет как возделывает садовый участок, а это немалые физические нагрузки. Любовь к труду на земле при ней всю жизнь».
Сама перешагнувшая 95-летний рубеж Мария Шкутова (на фото) считает, что долголетие у неё наследственное – мама Екатерина Харитонова прожила 97 лет, родив десятерых детей. Дочь Маша была последней из семерых выживших.
Уроженка деревни Большая Крутиха Омутинского района Тюменской области, она тесно связала судьбу с железной дорогой. Проработала на Свердловской магистрали 42 года, на заслуженный отдых ушла с должности старшего приёмосдатчика груза и багажа станции Тюмень. Недавно, 3 июня, с того момента минуло ровно 40 лет. Эта же дата – 3 июня – в 1930 году стала официальным днём рождения Марии. Однако её мама и папа утверждали, что дочь появилась на свет 14 апреля, а зарегистрирован этот факт был только через полтора месяца, что в то время не было редкостью.
Детство в годы Великой Отечественной войны и после неё беззаботным не назовёшь – ребятня и подростки трудились наравне со взрослыми, недоедали и недосыпали. На фронте погиб один из братьев Марии – 18-летний Павел. Муж Иван, тоже железнодорожник, сражался с немецко-фашистскими захватчиками с 1941-го по 1945-й, Победу встретил в Чехословакии, где прослужил ещё два года.
Когда у четы Шкутовых появилась долгожданная дочь, главе семьи было уже 46, хранительнице очага – на 10 лет поменьше. Разумеется, оба в Марине души не чаяли, баловали, практически ни в чём не отказывая. Сегодня внимание и любовь долгожительницы распространяются и на двоих внуков – Рината и Дмитрия, которые по праву гордятся скромной бабушкой-труженицей».
Фото из архива семьи Шкутовых – Плюсовских
Энергичный созидатель
В 80-й день рождения, 2 июня, обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», звания «Почётный ветеран железнодорожного транспорта» Валентин Осадчук пополнил свой и без того солидный багаж заслуженных наград.
К более чем десятку имевшихся добавились благодарственное письмо от начальника Свердловской магистрали Павла Бурцева и памятный адрес от председателя дорожного совета ветеранов Леонида Соколова. Впрочем, такие люди, как юбиляр, живут не ради регалий. Родившийся в Каменске-Уральском в 1945 году, вскоре после самой кровопролитной войны ХХ века, он предпочитает созидать, преодолевая препятствия, восстанавливая справедливость и ратуя за сохранение железнодорожного наследия.
Валентин был избран председателем совета ветеранов Каменск-Уральского узла Свердловской магистрали в 2007 году. Именно благодаря его настойчивости в 2009-м, к 75-летию локомотивного депо Каменск-Уральский рядом с ним появился памятник паровозу Л-4305, знаменитой «Лебедянке», активно задействованной в восстановлении народного хозяйства после Великой Отечественной. Вскоре дополненная гидроколонной и семафором, расположившаяся на площади в 4000 кв. метров экспозиция под открытым небом стала визитной карточкой не только города, но и СвЖД.
Именно по инициативе организовавшего рейтинговое голосование жителей руководителя узловой организации пенсионеров-железнодорожников и по совместительству – заместителя председателя городского совета ветеранов был реконструирован открытый в 1972 году и посвящённый подвигу тружеников станции Синарская (теперь Каменск-Уральский) мемориал «Звезда». Произошло это три года назад по государственной программе благоустройства территорий.
Не чуждый музыки (сам некоторое время руководил духовым оркестром и играл в нём на трубе), в 2014 году Валентин создал хор ветеранов «Каменские зори». Ещё через три года в капитально отремонтированном здании совета ветеранов появился музей боевой и трудовой славы. Основатель находит время, чтобы вести в нём бесплатные экскурсии.
Потомственному, вслед за отцом и братом, машинисту локомотива с почти 40-летним отраслевым стажем есть что рассказать посетителям. Например, о том, как ему, только что окончившему первые в истории двухгодичные курсы машинистов дорожно-технической школы № 1, и машинисту Михаилу Вершинину в декабре 1971 года доверили открыть движение на электрифицированном участке Каменск-Уральский – Колчедан – Курган. Он и сегодня помнит то волнение. Тогда как бывшие работники локомотивных бригад депо Каменск-Уральский, к началу 2000-х годов преодолевшие без аварий заветную планку в 1 000 000 км, вспоминают, что именно благодаря настойчивости Осадчука они отмечены соответствующим знаком отличия. Имевшие на него право по каким-то причинам его не получали, и эту проблему в череде прочих вопросов Валентин обозначил на Дне безопасности в присутствии начальника дороги.
В семье неугомонного родственника, разумеется, любят и поддерживают. Его супруга Татьяна до выхода на заслуженный отдых тоже работала в депо. Трудятся на Свердловской магистрали дочь Наталья и зять Евгений. Внуку Савелию 9 лет, и дед надеется, что он продолжит железнодорожную династию.
Альфинур Сабирова
Второй век жизни разменяв
В год 80-летия Победы председатель первичной профсоюзной организации (ППО) эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный (ВЧДЭ-4) Олег Кожеватов (на фото слева) повествует в своём письме о фронтовике, добросовестном труженике, а ныне – пенсионере Свердловского территориального участка предприятия.
«Личное столетие Василий Желомский (на фото справа) отметил почти два года назад, 5 августа 2023 года. Когда началась Великая Отечественная война, ему было только 17 лет. Однако уроженец села Мизоново Тюменской области так хотел защищать родную страну, что начал серьёзно готовиться к этому. Сдал нормы ГТО (готов к труду и обороне), ПВХО (готов к производственной и химической обороне) и ГСО (готов к санитарной обороне).
До зубов вооружённый необходимыми знаниями и умениями юноша был призван в ряды Красной армии в марте 1942 года. Воевал в 478-м артиллерийском противотанковом истребительном полку 3-го Белорусского фронта. В звании старшего сержанта был главным по связи – командиром отделения, ответственного за исправность соответствующего оборудования.
Боёв на его фронтовую жизнь выпало немало. По словам Василия Ивановича, самый страшный из них случился в Восточной Пруссии. В живых остались единицы, а сам он был тяжело ранен.
Весть о Победе настигла его в немецком городе Гумбиннен. За вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков он награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
После демобилизации Василий вернулся на родину, работал педагогом в деревенской школе. В 1950 году переехал на Урал, в город Богданович, а за 12 лет до выхода на пенсию круто поменял свою жизнь. Освоив новую специальность, устроился электромехаником в пункт технического обслуживания вагонов станции Богданович. За годы работы здесь он неоднократно поощрялся руководством предприятия благодарностями за активное внедрение рацпредложений, обеспечение сохранности подвижного состава и добросовестность.
В год юбилея Победы, накануне 9 Мая, мы с председателем совета ветеранов ВЧДЭ-4 Светланой Мухлыниной навестили долгожителя в его собственноручно построенном доме с резными ставнями и воротами в Богдановиче. Были рады застать его в добром здравии и передать подарки от руководства Свердловской магистрали и депо. Он по традиции поблагодарил железнодорожников за долголетнюю шефскую помощь и постоянное внимание».
Фото из архива ППО ВЧДЭ-4
Письмо в 2045 год
Воспоминания о посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне торжествах надолго останутся в памяти их участников. Об одном из самых незабываемых повествует в эпистолярном жанре заместитель председателя совета ветеранов Нижнетагильского региона Свердловской железной дороги по Серовскому узлу Любовь Ковязина.
«Традиция организовывать в преддверии 9 Мая «Встречу поколений» существует уже более двух десятков лет. Это совместный проект узловой ветеранской организации и творческой команды носящего имя знаменитого советского разведчика Николая Кузнецова Дома культуры железнодорожников (ДКЖ) города Серова. В этом году знаковое событие под девизом «Мы нашей памяти верны» состоялось 24 апреля и было приурочено к объявленному в России Году защитника Отечества и юбилею Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
На «Встречу поколений» собрались ветераны и волонтёры Серовского узла, молодые работники Смычкинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, эксплуатационного локомотивного депо Серов-Сортировочный, Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений и Серовского территориального участка Свердловской дирекции по тепловодоснабжению, а также учащиеся общеобразовательных учреждений № 11 и 21 и кадетской школы-интерната Серова. Рассчитанный на 150 человек малый зал ДКЖ был полон.
С приветственными словами к собравшимся обратились заместитель начальника Свердловской магистрали по территориальному управлению Антон Казанцев и руководитель Нижнетагильского филиала дорпрофжела на СвЖД Алексей Горохов. Оба отметили большую значимость тесного взаимодействия представителей различных поколений друг с другом. Благодаря этому в процессе развития отрасли сохраняются её лучшие традиции.
Заметно волнуясь, ветераны Любовь Исмаилова, Светлана Фёдорова и я рассказали со сцены о своих родителях – участниках Великой Отечественной войны. Не менее эмоциональное выступление Надежды Сердашевой также сопровождали фотографии героев повествования, помогал ей внук Захар (на фото). Лилия Вадбольская поделилась с участниками встречи воспоминаниями о тяжёлом детстве, которое она провела на территории оккупированной фашистами Белоруссии.
Трогательности в атмосферу на «Встрече поколений» добавило с душою выполненное оформление интерьеров ДКЖ. Всегда радушные творческие сотрудники учреждения культуры не ограничились стандартным антуражем, обеспечили даже имитацию Вечного огня. Не говоря уж о до мелочей продуманном музыкальном сопровождении действа и организованной в холле выставке на военную тематику. Кстати, молодёжь с удовольствием воспользовалась возможностью примерить на себя армейскую амуницию.
Кульминацией традиционного события стала передача на хранение в железнодорожный музей при узловом совете ветеранов послания потомкам. Запечатанный в капсулу с надписью «Открыть 24.04.2045» текст предварительно зачитал собравшимся Антон Казанцев. Все сошлись во мнении, что в год 100-летия Победы символичный документ останется актуальным».
Фото из архива ветеранской организации Серовского узла
Труженикам тыла низкий наш поклон
Накануне 9 Мая представители Свердловск-Сортировочной дистанции пути (ПЧ-6) навестили ветеранов предприятия.
Вместе с председателем первичной профсоюзной организации ПЧ-6 Петром Павловым мы отправились в гости к нашим дорогим ветеранам. От имени коллектива поздравили с Днём Победы тружениц тыла: Зугайду Гилязову, ей 97 лет, Агзибу Нуриахметову, ей 93 года, и Зою Кукушкину, ей 94 года (на фото справа).
Как и у большинства женщин её поколения, судьба Зои Алиферовны складывалась непросто. Когда началась война, из деревни Верхняя Алабашка Свердловской области, откуда она родом, призвали в армию и отправили на фронт почти всех трудоспособных мужчин. Ведение большого хозяйства, не только домашнего, но и коллективного, легло на плечи женщин, стариков и детей. Маленькой Зое пришлось рано повзрослеть, испытать голод, холод. В десять лет она уже работала в колхозе на прополке и уборке урожая. Летом, во время сенокоса, ворошили и сгребали сено, затем на лошадях отвозили его на фермы. В посевную пору 14-летняя Зоя работала прицепщиком на сеялке. Тракторист в ночную смену часто переживал, как бы его юная помощница от усталости не упала под колёса трактора. После войны Зоя продолжила трудиться в колхозе. В 1962 году устроилась на станцию Смычка Свердловской железной дороги. «Неженской» профессии путейца она посвятила более 20 лет. Её труд увенчан юбилейными медалями, многочисленными почётными грамотами, благодарственными письмами. Она является обладателем звания «Ветеран труда».
Зоя Кукушкина воспитала пятерых детей, которые подарили ей 9 внуков и 15 правнуков. Одна из внучек, Елена, рассказала, как бабушка однажды поделилась с ней секретом о том, что главное предназначение женщины в жизни – быть хранительницей домашнего очага, хорошей хозяйкой, нежной, заботливой женой и матерью. Со многими из этих ролей Зоя Кукушкина до сих пор успешно справляется.
Нина Блохина, председатель ветеранской организации ПЧ-6
Автор фото Пётр Павлов

Труженикам тыла низкий наш поклон
Накануне 9 Мая представители Свердловск-Сортировочной дистанции пути (ПЧ-6) навестили ветеранов предприятия.
Вместе с председателем первичной профсоюзной организации ПЧ-6 Петром Павловым мы отправились в гости к нашим дорогим ветеранам. От имени коллектива поздравили с Днём Победы тружениц тыла: Зугайду Гилязову, ей 97 лет, Агзибу Нуриахметову, ей 93 года, и Зою Кукушкину, ей 94 года (на фото справа).
Как и у большинства женщин её поколения, судьба Зои Алиферовны складывалась непросто. Когда началась война, из деревни Верхняя Алабашка Свердловской области, откуда она родом, призвали в армию и отправили на фронт почти всех трудоспособных мужчин. Ведение большого хозяйства, не только домашнего, но и коллективного, легло на плечи женщин, стариков и детей. Маленькой Зое пришлось рано повзрослеть, испытать голод, холод. В десять лет она уже работала в колхозе на прополке и уборке урожая. Летом, во время сенокоса, ворошили и сгребали сено, затем на лошадях отвозили его на фермы. В посевную пору 14-летняя Зоя работала прицепщиком на сеялке. Тракторист в ночную смену часто переживал, как бы его юная помощница от усталости не упала под колёса трактора. После войны Зоя продолжила трудиться в колхозе. В 1962 году устроилась на станцию Смычка Свердловской железной дороги. «Неженской» профессии путейца она посвятила более 20 лет. Её труд увенчан юбилейными медалями, многочисленными почётными грамотами, благодарственными письмами. Она является обладателем звания «Ветеран труда».
Зоя Кукушкина воспитала пятерых детей, которые подарили ей 9 внуков и 15 правнуков. Одна из внучек, Елена, рассказала, как бабушка однажды поделилась с ней секретом о том, что главное предназначение женщины в жизни – быть хранительницей домашнего очага, хорошей хозяйкой, нежной, заботливой женой и матерью. Со многими из этих ролей Зоя Кукушкина до сих пор успешно справляется.
Нина Блохина, председатель ветеранской организации ПЧ-6
Автор фото Пётр Павлов

Чтим героев
На вокзале станции Каменск-Уральский 30 апреля состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь Героя Советского Союза Григория Павловича Кунавина.
Он родился в селе Байны Богдановичского района Свердловской области в крестьянской семье. Окончил начальную школу в посёлке Каменск-Уральский. В начале 1930-х годов Григорий Павлович был откомандирован на строительство железнодорожного участка Свердловск – станция Синарская Южно-Уральской магистрали, а затем участка Синарская – Челябинск. Входил в бригаду плотников, занимаясь возведением бараков на станции Кодинка и разъезде 91-й км, строительством водонапорной башни и локомотивного депо. В 1934 году перешёл на работу в пекарню станции Синарской. В 1935-м стал заведующим магазином. Когда началась война, у Григория Павловича была бронь, мог бы работать в тылу. Но 12 сентября 1941 года он был на формировании в Кунгуре, а 31 декабря уже воевал под Москвой. В боевом крещении ему прострелили ногу. Это было первое из трёх ранений. Во многих боях участвовал Григорий Павлович. Освобождал Орёл и Курск. Весной 1944 года был направлен в 1021-й стрелковый полк Новозыбковской дивизии 3-го Белорусского фронта. Ефрейтор Кунавин был помощником командира взвода. Освобождали Гомель, Могилёв. Григорий Павлович погиб 26 июня 1944 года при освобождении польской деревни Герасимовичи, закрыв своим телом пулемёт противника. Согласно данным, ефрейтор Кунавин был похоронен в деревне Серютевица Сокольского района Белостокской области (территория Польши). Перезахоронен в польской деревне Герасимовичи, в бою за которую он отдал свою жизнь и где отважному советскому воину установлен памятник. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно – указом Президиума Верховного Совета СССР. Имя Кунавина носят также проспект и одна из школ Каменска-Уральского, там же установлен его памятник.
На церемонии открытия доски, подготовка к которой длилась почти год, вспоминали подвиги героя. Мемориал отливал из бронзы член Союза художников РФ Фёдор Петров. Полотнище с доски сняли начальник Свердловской железной дороги Павел Бурцев и племянница Героя Надежда Шилина. Среди участников митинга были также председатель совета ветеранов СвЖД Леонид Соколов, председатель дорпрофжела Анатолий Гаращенко, представители администраций Свердловской области и города Каменска-Уральского.
– Григорий Павлович своим примером показал, что железнодорожники в годы войны не только совершали трудовые подвиги, но и в бою отдавали жизнь за Родину, – отметил Павел Бурцев, подчеркнув важность сохранения исторической памяти для молодого поколения.
По завершении митинга была объявлена минута молчания в память о погибших в Великую Отечественную войну, после чего участники церемонии возложили цветы к мемориальной доске и посетили музей совета ветеранов железнодорожного узла Каменск-Уральский.
Николай Королёв
Автор фото Николай Королёв
Бесценный вклад в Победу
«Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли. В поле, в оккупации, в плену продержались! Выжили! Смогли!» – эти слова выгравированы на мемориальной доске, которую 7 мая открыли на фасаде здания железнодорожного вокзала Кунгур.
Она посвящена детям войны и труженикам тыла, которые работали на разных предприятиях Кунгурского узла СвЖД. Идея установки мемориала принадлежит председателю узлового совета ветеранов Александре Логиновой (на фото справа). Понимая, как мало осталось в живых очевидцев Великой Отечественной (на сегодняшний день – около 100 детей войны и 12 тружеников тыла), и желая увековечить их вклад в Победу, осенью прошлого года она обратилась с инициативой к руководителям железнодорожных предприятий. Коллеги её поддержали, и к весне задумка была воплощена в жизнь.
В церемонии открытия объекта приняли участие временно исполняющий полномочия главы Кунгурского муниципального округа Сергей Толчин, начальник вокзала Кунгур Линара Патракеева, участник венгерских событий, труженик тыла Виктор Дёгтев (на фото слева), Александра Логинова, волонтёры и ветераны узла, а также другие почётные гости. Они возложили к мемориалу цветы и поздравили собравшихся с Днём Победы. После на площади прошёл праздничный концерт, организованный работниками местного Дома культуры железнодорожников. Участников церемонии угостили блюдами полевой кухни.
– Смонтировать доску на пассажирском здании со стороны привокзальной площади было решено неслучайно: её будут видеть не только пассажиры, но и прохожие, жители и гости города, – отметила руководитель отряда волонтёров «ДоброСемь» Кунгурского узла Наталья Киселёва.
Евгения Гусева
Автор фото Роман Грязных
Судьба рядового «в рубашке»
В Год защитника Отечества и 80-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками начальник сектора подготовки строительства, регистрации и кадастрового учёта Свердловской дирекции по капитальному строительству Екатерина Потапова сочла особенно важным вспомнить своего деда-фронтовика.
«Великая Отечественная война 1941–1945 годов признана самой кровопролитной и разрушительной в ХХ веке. Почти 80 процентов родившихся в 1923 году в Советском Союзе мужчин сложили головы на полях сражений. Мой дед Владимир Соколов избежал участи большинства сверстников и вернулся на Родину с Победой. Но, быть может, остаться в живых, испытывать нестерпимую боль от потери боевых товарищей, пытаться вернуться к мирной жизни – это ещё тяжелее, чем умереть? Только со временем я начала ценить то, что сделали для нас тогда фронтовики. Такие, как мой дед.
Он появился на свет в деревне Куликово Щучанского района Курганской области 5 августа того самого 1923 года. Его родители трудились в колхозе. Кормилец семьи с четырьмя детьми Алексей был плотником и, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, ещё и валенки катал. Детства у маленького Володи попросту не было. В конце 1920-х – начале 1930-х на Урале разразился страшный голод. В поисках лучшей доли Соколовы даже вынуждены были переехать в края посытнее – город Купино Новосибирской области. В родные пенаты семья вернулась только в 1935-м.
В Шумихинскую школу ветеринарных фельдшеров дед поступил после семилетки, в 1940 году, а в 1941-м успешно завершил учёбу. Он думал, что посвятит благородной профессии – лечить животных – всю свою жизнь. Но вместо этого уже через год ему выпал ад, где нужно было смотреть в лицо смерти, бороться за жизнь и надеяться на чудо.
Воевал Владимир Соколов заместителем наводчика артиллерийской пушки. В том числе подо Ржевом. В том самом «безыменном болоте», о котором написал поэт Александр Твардовский. Несмотря на огромные в тех сражениях потери, мой дед чудом уцелел. Потом вспоминал, что ему несказанно везло, потому что сослуживцы гибли десятками, а на нём ни царапины. Считал, что такая удачливость – следствие его не совсем обычного появления на свет. «В рубашке», то есть в целом околоплодном пузыре, как он, детей рождается только один на 80 тысяч.
За совершённый 17 сентября 1943 года при освобождении подмосковной деревни Слободище подвиг красноармеец Соколов был отмечен медалью «За боевые заслуги». В рассекреченном недавно, отпечатанном на пишущей машинке, пожелтевшем и выцветшем представлении на награду говорится, что он, «работая в расчёте орудия, ведущего огонь прямой наводкой, действуя смело и решительно под сильным автоматным и пулемётным огнём противника, заряжал орудия, в результате чего уничтожено 16 солдат и рассеяно до взвода­пехоты противника».
Целым и невредимым везучий рядовой дошёл до Польши. Здесь, в Гданьске, удача ему изменила, и 9 марта 1945 года он был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. День Победы встретил на больничной койке. После войны он был отмечен ещё несколькими наградами, в том числе орденом Отечественной войны II степени.
Когда вернулся в родную деревню, занимался любимым делом – врачевал скотину в совхозе. Женился на моей бабушке Анне. Вместе они вырастили, по примеру его отца, четверых детей, воспитали семерых внуков, сейчас подрастают их правнуки.
Дед ушёл из жизни на 86-м году, в 2009-м. Но память о нём должна быть вечной. Мы, его родственники, постараемся передать её нашим потомкам».
Экспозиция выйдет на пути
В рамках подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне флагманским проектом Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги можно считать работу передвижной динамической экспозиции – поезда «Эшелон Победы», который курсирует в границах нашей магистрали с 2019 года. В этот раз в состав будут включены 19 вагонов и 2 паровоза.
Сергей Славных, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Свердловского центра научно-технической информации и библиотек:
– На двухосных платформах 1920–1930-х годов постройки планируется расположить военную технику. В составе будут курсировать двухосный крытый вагон «Теплушка» для перевозки рядовых солдат и воинских грузов и двухосный крытый вагон «Офицерский» – для начальствующего состава. Оба вагона выполнены на базе товарного вагона грузоподъёмностью 16 тонн. Часть экспозиции составят более современные вагоны послевоенной постройки – четырёхосные крытые вагоны 1950-х годов. Они переоборудованы под нужды обеспечения воинских перевозок: кухня, хлебопекарня, санпропускник, электростанция – и являются постоянной частью экспозиции. Из новых представлены: четырёхосный пассажирский вагон длиной 20,2 м постройки 1939 года, оборудованный под нужды военно-санитарных перевозок, и четырёхосный крытый вагон 1940-х годов, переоборудованный для снабжения воинских эшелонов. В нём перевозят матрасы, бельё и прочие хозяйственные принадлежности. Это так называемый вагон-цейхгауз, бельевой склад. Он был восстановлен коллективами Тюменского региона СвЖД.
Каждый год после выполнения праздничной миссии вагоны, курсирующие в составе «Эшелона Победы», распределяются по регионам магистрали и в эксплуатационных вагонных депо и дистанциях гражданских сооружений приводятся в эстетический и технически исправный вид. Каждый год они подлежат осмотру и ремонту.
Здесь отмечу огромный вклад различных подразделений Свердловской дороги. Так, коллектив эксплуатационного вагонного депо Нижний Тагил ежегодно ремонтирует исторические вагоны на станции Серов-Сортировочный. Работники эксплуатационного вагонного депо Сургут на протяжении трёх лет подряд ремонтируют четырёхосные крытые вагоны. В составе «Эшелона Победы» уже курсируют вагоны, восстановленные сургутянами, а в этот раз из Сургута присоединится ещё один – «Вагон Победы».
Окрашивание всех четырёхосных крытых деревянных вагонов целиком и полностью ложится на плечи дистанций гражданских сооружений Свердловской дирекции эксплуатации зданий и сооружений. Огромный вклад в подготовку эшелона в этом году внесли дистанции гражданских сооружений в Перми, Екатеринбурге, Тюмени и Нижнем Тагиле.
Фотофакт
На Каменск-Уральском узле 19 апреля прошёл мастер-класс по созданию памятных значков на георгиевских ленточках. Мероприятие, инициированное волонтёрами Екатеринбургского региона, собрало 21 участника: серебряных волонтёров, работников узла и детей.
Организаторы Татьяна Ваганова, Елена Бурганова и Александра Загоскина подготовили все необходимые материалы: георгиевские ленточки, ткань зелёного и красного цветов для изготовления гвоздик – символа Победы, а также клей и другие расходные материалы.
– Каждый участник сделал для себя уникальный значок и несколько дополнительных, – рассказала Татьяна Ваганова. – Эти памятные сувениры ветераны узла будут использовать во время городских мероприятий, посвящённых 80-летию Победы.
Мастер-класс прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Участники не только создали памятные значки, но и пообщались, поделились воспоминаниями.
Победил реализм
Триумфом команды серебряных волонтёров Свердловской магистрали (на фото) завершился литературно-музыкальный смотр-конкурс «Строка, рождённая в бою», посвящённый 80-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Первое место среди 15 коллективов-соперников завоевали ветераны железнодорожного узла Егоршино Наталья Гончарова, Любовь Брагина, Светлана Стасьо, Людмила Карелина и Сергей Заплатин.
Творческое состязание состоялось на прошлой неделе в досуговом центре «Горняк» в городе Артёмовском. Организатор – муниципалитет.
Режиссёром постановки добровольцев из отряда «В ритме жизни» была Ирина Галочкина (на фото в белой блузке), она же выступила и как проникновенный диктор. На постановку её вдохновил подвиг деда – ветерана Великой Отечественной войны Михаила Афанасьевича Орлова. Рождённый 14 октября 1907 года, он был мобилизован 28 июля 1941 года Ирбитским райвоенкоматом в звании гвардии старший сержант. В московском военно-пересыльном пункте он принял в подчинение взвод первой женской Добровольческой особой бригады. Первоначально местом службы стала 53-я особая мотострелковая бригада, потом – 39-й гвардейский полк. В его составе тогда были и Белорусский фронт, и Украинский. Несколько раз раненный и контуженный, Победу красноармеец Орлов встретил в Кёнигсберге. Хромой, с большим шрамом на голове, на родину, к жене и четверым детям он вернулся с медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. В 1980-х через Артёмовский военкомат ему был вручён второй такой же орден. Долгое время фронтовик работал управляющим совхоза. Передвигался исключительно верхом на коне, все обращали внимание на его военную выправку.
– Основанная на реальной биографии десятиминутная литературно-музыкальная композиция произвела настоящий фурор, – не скрывает восторга руководитель отряда серебряных волонтёров СвЖД «В ритме жизни» Елена Артеменко. – До слёз растрогало выступление ветеранов-железнодорожников и строгое жюри, и многочисленных зрителей. Зал аплодировал стоя. Многочасовые репетиции не прошли зря – были достигнуты и синхронность, и слаженность, и проникновенность. Плюс яркие костюмы, эмоциональная игра, мощная хореография и нужные слова, прозвучавшие как набат памяти. Я чрезвычайно рада успеху коллег по добровольчеству.
Альфинур Сабирова
Фото из архива отряда «В ритме жизни»
Навеки снято и написано
Великая Отечественная война стала временем невероятного героизма миллионов советских граждан и тяжёлых для них испытаний. В борьбе с фашистскими захватчиками решающую роль сыграла самоотверженность не только воинов боевых подразделений, но и тружеников тыла. Потребовалась мобилизация всех ресурсов страны, и удовлетворение фронтовых нужд заняло особое место.
Продолжение фронта
Уже в конце июня 1941 года началась переброска оборудования и персонала заводов и фабрик из попавших под угрозу оккупации западных регионов страны на Урал и в Прикамье. В рекордно короткие сроки здесь выросли новые предприятия, круглосуточно дававшие продукцию фронту. По данным историков, в Свердловске (ныне Екатеринбурге), который принял большинство эвакуированных производств, выпускалось 40% от общего количества зенитных установок и 30% танковых двигателей. Пермь была единственным центром поставок карбюраторов для самолётов. Нижний Тагил отправлял на передовую половину легендарных Т-34.
Работа в тылу стала продолжением передовой, за тысячи километров от неё шло не менее важное сражение. Вклад его участников в Победу поистине неоценим. Беспримерная трудовая битва позволила нашей армии сокрушить агрессора, поставившего себе на службу экономический потенциал почти всей Европы.
Личный бой
Железнодорожники СвЖД с первых дней Великой Отечественной обеспечивали точное выполнение графиков погрузки, составляли оптимальные схемы движения поездов, строили мосты и тысячи километров новых путей. Личный бой вёл каждый, работая круглыми сутками ради обеспечения бесперебойного движения эшелонов с людьми, боеприпасами, продовольствием, медикаментами, так необходимыми фронту.
Военный период отличался подъёмом активности железнодорожников, стремившихся работать по-фронтовому – с соблюдением военной дисциплины. Широкое развитие получили соревновательные формы, движение рационализаторов, появились новые трудовые почины. Люди активно участвовали в массовых патриотических кампаниях. Всё это нашло отражение на страницах газеты «Путёвка».
От подборки к презентации
– В военные годы наряду со сводками Совинформбюро в периодическом дорожном издании печатались сообщения о трудовых достижениях коллективов предприятий СвЖД, очерки о передовиках магистрали, – подчёркивает заместитель начальника отдела библиотечного, справочно-библиографического обслуживания и комплектования фондов Дорожного центра научно-технической информации и библиотек (ДЦНТИБ) Светлана Петрова. – Оцифрованные номера «Путёвки» за 1941–1945 годы бережно хранятся в Дорожной научно-технической библиотеке (ДНТБ). Каждый номер расписан и систематизирован главным библиотекарем Еленой Костюк. Результатом стала уникальная подборка статей о трудовых подвигах работников дороги. На сопровождающих публикации фотоиллюстрациях запечатлены лица работавших на СвЖД и приближавших долгожданную Победу железнодорожников. В год её 80-летнего юбилея специалисты отдела справочно-библиографического и библиотечного обслуживания и комплектования фондов ДЦНТИБ на основе газетных материалов подготовили тематическую презентацию «Трудовой подвиг работников Свердловской магистрали в годы Великой Отечественной войны». В ней представлены значимые производственные свершения почти трёхсот тружеников различных дорожных хозяйств. Две последние недели видеоматериал демонстрировался на информационном табло, расположенном на втором этаже здания управления СвЖД в Екатеринбурге (на фото). Сейчас он доступен на сайте библиотеки svrw-dntb.svrw.oao.rzd/?f=59. Это дань памяти трудовому подвигу военного поколения. Их стойкость, самоотверженность в работе, сама жизнь – пример патриотизма и духовного величия. Мы гордимся и равняемся на них.
Альфинур Сабирова
Автор фото Никита Песоцкий
Инициативные и неравнодушные
Более 20 активистов Тюменского региона СвЖД 11 апреля встретились с начальником Свердловской магистрали Павлом Бурцевым. Мероприятие прошло в Тюмени в финальный день весеннего комиссионного осмотра региона.
На встрече присутствовали заместитель начальника СвЖД по территориальному управлению Анатолий Коротаев, председатель дорпрофжела на СвЖД Анатолий Гаращенко, начальник службы управления персоналом СвЖД Владислав Жигарин, члены регионального женского совета, волонтёры отряда «Доброволец», представители совета ветеранов и Тюменского филиала дорпрофжела на СвЖД.
Начальник дороги рассказал работникам и ветеранам о текущей ситуации на магистрали, обозначил основные проблемы и планы на будущее. Собравшиеся обсудили и социальные вопросы, в том числе проведение в регионе спортивных мероприятий, работу женского совета, поддержку ветеранов.
Молодые работники выступили с инициативой расширения списка профессий, которые включены в корпоративную программу ипотечного кредитования железнодорожников.
– Чтобы данной мерой поддержки смогло воспользоваться большее число сотрудников, а также для повышения лояльности молодёжи к компании мы предложили добавить в список тех, кто имеет право на корпоративную ипотеку, должности инженеров, техников, технологов и некоторые другие, – прокомментировала одна из участниц совещания, председатель совета молодёжи региона Ксения Гурьева. – На встрече шла речь и о привлечении молодых работников к участию в региональных и дорожных мероприятиях. Одним из стимулов может стать вручение активистам путёвок на отдых на Черноморском побережье – такой опыт используют в профсоюзе при поощрении лучших общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
Евгения Гусева
Фото из архива СвЖД
Фотопортреты для дорогих гостей
Волонтёры Кунгурского узла Свердловской магистрали устроили профессиональную фотосессию для детей войны, а 23 апреля организовали для них праздник, посвящённый Дню Победы.
Мероприятие прошло в Музее боевой и трудовой славы железнодорожников Кунгурского узла СвЖД. Здесь встретились более 20 ветеранов, которые в разные годы трудились на различных железнодорожных предприятиях.
Перед гостями выступили руководитель отряда волонтёров «ДоброСемь» Кунгурского узла СвЖД Наталья Киселёва, начальник вокзала Кунгур Линара Патракеева и председатель совета ветеранов узла Александра Логинова, которая, кстати, и сама родилась во время Великой Отечественной войны – 18 августа 1941 года. От них приглашённые узнали об истории станции Кунгур и мероприятиях, которые состоятся в ближайшие недели в честь юбилея со Дня Победы, – концерте на привокзальной площади, открытии мемориальной доски на фасаде здания кунгурского вокзала и прибытии «Эшелона Победы». Творческие ученики местной школы № 21 показали пожилым людям спектакль, посвящённый Великой Отечественной, а также исполнили для них песни военных лет.
– Во время встречи мы вручили нашим дорогим гостям их портреты, которые были сняты во время фотосессии ещё в конце марта, – отметила Наталья Киселёва. – Все эти ценные фотоматериалы пополнят архив Музея боевой и трудовой славы железнодорожников Кунгурского узла. Организуя фотосъёмку, мы стремились не только запечатлеть детей войны, но и порадовать их нашим вниманием и заботой. Судя по тому, с какой теплотой бывшие железнодорожники общались во время мероприятия, это нам удалось.
Евгения Гусева
Автор фото Роман Грязных
Символ поддержки – цветок
В середине апреля серебряные волонтёры отряда «В ритме жизни» Пермского региона Свердловской железной дороги присоединились к Всероссийской акции «Красная гвоздика». Её организует благотворительный фонд «Память поколений».
В преддверии юбилея со дня Победы в Великой Отечественной войне активисты распространяют значки в виде красных гвоздик – это символы поддержки участников боевых действий, памяти о павших героях и ныне живущих ветеранах. Приобретая бумажные гвоздики, участники жертвуют средства на добрые дела.
– Пятый год подряд мы поддерживаем эту инициативу, привлекая к ней отзывчивых железнодорожников, – рассказала руководитель отряда серебряных волонтёров «В ритме жизни» Пермского региона Лидия Суслова. – На данный момент акцию уже поддержали работники Пермского регионального центра связи и ветеранские организации – вагонного участка Пермь Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» и Пермского региона магистрали. Особую активность проявили связисты, в том числе председатель первичной профсоюзной организации центра Алексей Байдин, который помог нам в организации распространения «Красных гвоздик» на предприятии.
Акция продлится до 22 июня. Все собранные за два с половиной месяца средства пойдут на помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам специальной военной операции и локальных войн. На эти деньги будут приобретены дорогостоящие медикаменты, современные протезы, кресла-коляски и слуховые аппараты, а часть пожертвований пойдёт на реабилитацию ветеранов.
Евгения Гусева
Фото из личного архива Лидии Сусловой
На дорогу привела любовь
Победный май 1945 года ветеран труда и железнодорожной отрасли Зоя Быковская (на фото) встретила в пятилетнем возрасте. Мало чего помнит, но свойственные закалённым невзгодами людям трудолюбие, ответственность и скромность присущи ей в полной мере.
В субботу, 19 апреля, уроженка города Ялуторовска, ныне жительница Тюмени с 32-летним стажем работы на Свердловской магистрали отметила 85-летие. Торжество по этому случаю организовали для неё заботливые дети – старший сын Юрий и младшая дочь Надежда. Заказали ресторан, придумали и блестяще провели для мамы праздничную программу, включавшую в себя слайд-фильм из отобранных в семейном альбоме фотографий. В том числе с их отцом и её мужем Анатолием, которого, увы, уже нет рядом с ними.
Именно благодаря ему Зоя связала свою жизнь с железной дорогой, о чём не жалеет. Когда по окончании Томского электромеханического института Наркомата путей сообщения он по распределению отправился на Забайкальскую магистраль, любящая жена последовала за ним.
Через три года, в 1964 году, вдвое увеличившаяся семья приняла решение переехать в Тюмень. Здесь хранительница очага по совету мужа начала трудовой путь приёмосдатчиком груза и багажа на станции Войновка. Через несколько месяцев должность приросла солидной приставкой «старший». То же самое произошло на месте товарного кассира, а через год с небольшим толковую молодую женщину перевели на ещё более ответственное место – в грузовой отдел. Здесь она была сменным инженером по выгрузке-погрузке вагонов, техником по хладотранспорту, на заслуженный отдых вышла инженером отдела в 1995 году.
Признаётся, что за десятки лет на работе случались напряжённые моменты, возникали непредвиденные ситуации, бывало просто физически тяжело, но всё это преодолевалось, превозмогалось и осиливалось благодаря пониманию большой ответственности за порученное дело. Со временем пришёл опыт, появилась уверенность, накопились необходимые знания. В том числе благодаря учёбе в профильном вузе в Свердловске.
Старания и профессионализм Зои Быковской не остались незамеченными. В её трудовой книжке – десятки записей о вынесенных благодарностях и выданных вознаграждениях. Сама она сегодня искренне и по праву рада успехам трёх внучек и внука, двух правнуков и правнучки, особенно тех из них, кто окончил школу с одними пятёрками в аттестате. Есть у неё и ещё один повод для гордости – родство, пусть и дальнее, с выдающимся железнодорожником, Героем Социалистического Труда Виталием Сосниным, имя которого с 2023 года носит эксплуатационное локомотивное депо Тюмень.
Альфинур Сабирова
Фото из семейного архива Быковских
Локация антистресс
Уютный уголок под открытым небом окончательно сформировался 19 марта на территории частного учреждения здравоохранения (ЧУЗ) «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Екатеринбург». Облагороженное пространство призвано благоприятно влиять на настроение пациентов и способствовать их скорейшему выздоровлению.
Благоустроенная локация появилась благодаря гранту, полученному серебряными волонтёрами Свердловской магистрали за победу в общесетевом конкурсе «Проводники хороших дел». Усилиями этих же добровольцев на прилегающей к медицинскому учреждению, ранее известному как Дорожная больница на станции Свердловск-Пассажирский, территории в прошлом году была расчищена площадка, убраны старые деревья, наведён порядок. Здесь появилась уютная зона для отдыха, где установлены удобные скамейки. Финальным аккордом стала установка беседки (на фото на дальнем плане), подаренной ЧУЗ дорожным советом ветеранов.
В церемонии презентации объекта малой архитектуры и благоустроенного пространства в целом приняли участие председатель дорожного совета ветеранов Леонид Соколов (на фото у микрофона), руководитель ЧУЗ Сергей Корелин, начальник Свердловской магистрали с 1990 по 2002 год Борис Колесников (на фото в центре), возглавлявший Сургутское отделение СвЖД в 1989–1999 годах Фанис Афлятунов (на фото справа), медицинские работники и серебряные волонтёры. В тот же день они побывали на экскурсии в Музее истории медицины на СвЖД и возложили цветы к памятнику-барельефу «Железные дороги в истории России».
– Дар от ветеранов СвЖД, благодаря которому пациенты, посетители и медицинский персонал лечебного учреждения могут с комфортом отдохнуть, был приурочен к 180-летию железнодорожной медицины в стране, – напомнил Леонид Соколов. – Временные лазареты для тружеников стальной магистрали появились в России в 1844 году, а в дорожную больницу на станции Свердловск-Пассажирский первый пациент поступил 123 года назад.
Альфинур Сабирова
Автор фото Евгений Наймушин
Дочь легендарного отца
Близкие родственники заслуженного человека, как правило, гордятся им. Но далеко не все они при этом понимают, что принадлежность к знаменитой семье влечёт за собой большую личную ответственность. Новоиспечённая обладательница звания «Почётный работник транспорта России» Елена Романова – яркое и счастливое исключение.
С вузом по жизни
Сегодня она и. о. проректора по молодёжной политике Уральского государственного университета путей сообщения. Приписка перед должностью связана с организационным моментом в деятельности транспортного вуза, которому посвящена практически вся её взрослая жизнь. Сначала пять лет он был для неё альма-матер, в 1990 году она стала его аспиранткой, а ещё через два года – избранным председателем студенческого профкома. Именно на её долю выпали непростые годы после развала СССР, когда профсоюзная организация была вынуждена взвалить на себя функцию заботы о молодёжи.
– С новыми задачами, которые прежде брали на себя партия и комсомол, удалось успешно справиться в том числе благодаря поддержке МПС и дорпрофсожа, – вспоминает Елена. – Профком уральского транспортного вуза (тогда УЭМИИТ) был одним из самых мощных в регионе. Наши студенты имели возможность выезжать не только в Москву и Санкт­Петербург, но и за рубеж, в Европу, а также пользоваться услугами ведомственных санаториев-профилакториев, что в те времена считалось неслыханной роскошью.
С 2001 года Елена становится начальником управления по воспитательной и внеучебной работе, а с 2021-го – проректором по молодёжной политике. При этом она преподаёт студентам такие основополагающие дисциплины как социально-психологические аспекты профессиональной деятельности, конфликтология и психология управления.
Пример для многих
Коренная свердловчанка-екатеринбурженка, она по праву гордится своим отцом – основателем железнодорожной династии Александром Радионовым. Он начал трудовой путь слесарем на Свердловском паровозоремонтном заводе. Во многом благодаря его радушному, отзывчивому характеру и лидерским качествам в 1963 году коллектив предприятия избрал его председателем комитета профсоюза. Через пять лет его пригласили в управление Свердловской магистрали заведующим организационно-массовым отделом дорпрофсожа. Так защита прав и интересов работников отрасли стала его профессией. В 1977 году он на 22 года возглавил дорожный профсоюз, насчитывавший в 836 первичных организациях 217 тысяч человек. Окружающие уважительно называли его не иначе как Петрович.
С 2003 по 2012 год он руководил ветеранской организацией СвЖД. Её нынешний председатель Леонид Соколов подчёркивает:
– Это было время её становления. Именно тогда она обрела статус юридического лица, был разработан устав, открыт счёт и появился фонд для поддержки оказавшихся в сложной жизненной ситуации ветеранов. Всё, что тогда было создано, работает и сегодня.
В честь ушедшего в 2020 году из жизни Александра Радионова, в день его, увы, не состоявшегося 90-летия, 1 сентября 2023 года на фасаде дома, где он жил, была открыта мемориальная доска. Среди многочисленных наград почётного железнодорожника – ордена Дружбы народов и «Знак Почёта», звание заслуженного работника транспорта России.
Дружная семья
Вручённый его младшей дочери накануне 8 Марта министром транспорта Романом Старовойтом отраслевой знак пополнил багаж обладательницы, как и отец, звания «Почётный железнодорожник». Ранее деятельность Елены была отмечена также медалями «За взаимодействие» и «Патриот России».
Она с удовольствием подчёркивает внешнюю схожесть с папой: «две макушки, как у него, те же волосы, брови и даже уши» и с блеском в глазах рассказывает об истории любви её родителей. Они познакомились в Ленинграде. Он завершал срочную службу на флоте, она работала на стройке и кондуктором в автобусе. Быстро поняли, что жить друг без друга не смогут, и 23 февраля 1956 года сыграли свадьбу. На Урале, по месту жительства супруга.
По примеру мужа Валентина связала жизнь со стальной магистралью – работала в отраслевой медицине. Недавно в дружной семье отметили её, прабабушки пятерых правнуков, 91-й день рождения. На СвЖД по примеру родителей трудилась и старшая дочь Радионовых Ирина Белоглазова. Одна из внучек Радионовых старших носит имя Александра – в честь своего деда, который ещё при жизни стал легендой СвЖД.
Альфинур Сабирова
Фото из личного архива
Участие безгранично
Председатель совета ветеранов линейного отдела Свердловской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго Елена Неофитова – человек неравнодушный. В канун собственного юбилея, отложив личные дела, она решала проблемы попавшего в беду человека, у которого сгорел дом.
Несчастье произошло в городе Кушве, жилья лишилась одна из состоящих на учёте в ветеранской организации пенсионерок. Как сказали бы раньше, вхожая в нужные кабинеты Свердловской магистрали Елена постучалась во все необходимые двери. Теперь обивать пороги не требуется – достаточно позвонить. Погорелице помогли.
Необходимый для решения подобных вопросов авторитет немногословная и деловитая выпускница Уральского университета путей сообщения заработала за тридцать шесть с половиной лет, отданных Свердловской железной дороге. Трудовой путь Елена начинала в августе 1974 года электромонтёром тяговой подстанции Колюткино Шарташского участка электроснабжения, завершала – инженером по охране труда и технике безопасности службы электрификации и электроснабжения СвЖД. Всё это время железнодорожница не чуралась общественной нагрузки. Была внештатным корреспондентом газет «Путёвка» и «Качканарский рабочий», в период с 1985 по 1990 год – депутатом городского совета Качканара, руководила комсомольской и партийной организациями района контактной сети и тяговой подстанции станции Качканар. Об её заслугах свидетельствуют многочисленные поощрения от руководства дистанции и дороги, а также почётная грамота губернатора Свердловской области (2007 год). Так что избрание в 2011 году председателем совета ветеранов было логичным и для её коллег, и для домочадцев.
Семья у Елены, которой 18 марта исполнилось 70 лет, железнодорожная. Супруг Николай отработал на дороге 40 лет, сын Александр, дочь Наталья и сноха Олеся – по 20. У Неофитовых-старших уже четыре внука, внучка и правнучка Ева. Семья у прабабушки на первом месте, хотя её внимания, заботы и участия, как видим, хватает не только на родственников.
Альфинур Сабирова
Фото из архива совета ветеранов СвЖД
Будь за нас спокоен, отчий дом
В кабинете серебряных волонтёров отряда «В ритме жизни» Свердловской магистрали 10 марта появился промышленный оверлок. Такой подарок коллегам по благотворительной деятельности сделала заместитель начальника отдела транспортного обслуживания Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Мария Бочкова.
Сотни человек в орбите
Так потомственная железнодорожница распорядилась частью средств макрогранта, полученного за победу в сетевом конкурсе «Проводники хороших дел» с проектом «ПроШивая сердцем СВОим». Он реализуется инициативной группой «Шьём и вяжем для наших 96 Екатеринбург» и волонтёрами Свердловской магистрали. С одной стороны, это поддержка участников спецоперации, с другой – обучение желающих рукоделию, а также объединение общей целью детей и родителей.
– Оверлок – вещь необходимая, – уверена член совета отряда «В ритме жизни» Елена Артёменко. – Теперь производство швейных изделий выйдет на качественно новый уровень.
В орбиту проекта вовлечены более 700 человек. Активно участвуют в нём мама и 7-летняя дочь Марии. Все трое – представительницы дружной семьи, совокупный отраслевой стаж которой недавно перевалил за 160 лет.
Врождённый такт
Родоначальником династии стал дед Марии Захар Силкин, 1920 года рождения. Во время Великой Отечественной войны он трудился токарем на механическом заводе, с 1943-го преподавал в училище – готовил мальчишек, которые заменили взрослых у станка. В 1945-м был награждён медалью за доблестный труд в тылу. Он не единожды порывался уйти на фронт, но, поскольку имел дело с секретными сведениями, неизменно получал отказ. Поэтому особенно горько переживал гибель младшего брата Ивана, ушедшего воевать в 17-летнем возрасте и сложившего голову при освобождении Венгрии.
Начиная с 1950 года Захар работал паспортистом отдела кадров, инспектором пассажирского отдела, заведующим резерва проводников станции Надеждинский завод (ныне Серов), старшим ревизором по контролю доходов финансового отдела Серовского отделения СвЖД. Отраслевой стаж – 31 год 2 месяца.
– Помню врождённую интеллигентность деда, – вспоминает Мария. – Он был тактичен даже в мелочах. Размешивая сахар в чае, к примеру, никогда не касался ложечкой дна и стенок чашки. Под стать ему была и бабушка Августа. Отменная хозяйка и рукодельница, она часто строчила на ножной швейной машинке, а мы, дети, улучив момент, качались на освободившейся ненадолго педали «Зингера».
Особенно радостными, по словам внучки, были торжества по случаю дня рождения деда – 31 декабря. В доме, который он, будучи инженером, выстроил собственноручно, всегда пахло свежей выпечкой и было по-настоящему комфортно, поскольку хозяин до мелочей продумал систему отопления. Тёплые, весёлые и шумные застолья сопровождались игрой именинника на гармони.
В 1972 году Августа на семь лет тоже стала железнодорожницей. Была старшим счетоводом, бухгалтером и кассиром финансового отдела Серовского отделения дороги.
По стопам родителей
Не удивительно, что обе дочери Силкиных пошли по стопам родителей. Старшая, Ольга, по мужу Нуждина, отдала Свердловской магистрали без малого 37 лет. Трудилась телеграфистом сначала Серовской дистанции сигнализации и связи, а затем Нижнетагильского регионального центра связи СвЖД.
– С июня 2009 года тётя Оля на пенсии, – констатирует Мария. – Живёт в родительском доме, хранит в нём дорогую всей семье атмосферу.
Младшая дочь Силкиных, Ирина, по мужу Бочкова, продолжает работать на дороге и на заслуженном отдыхе – техником Свердловской дирекции тяги. Активная, целеустремлённая, грамотная, она окончила Уральский электромеханический институт инженеров транспорта (УЭМИИТ). Начинала инструктором ПТО станции Демьянка, инженером-технологом вагонного депо Сургут (ВЧДЭ-20), а затем и Сургутского отделения, на пенсию вышла инженером дорожной службы техполитики. В этом году её индивидуальный железнодорожный стаж перевалил за 40 лет.
Её муж Евгений Бочков тоже окончил УЭМИИТ, трудился на СвЖД 20 лет – мастером, начальником ПТО Демьянка и заместителем начальника ВЧДЭ-20.
– Как-то, ещё в школе в Сургуте, собрались мы классом в поход, а учительница не пришла, – рассказывает оставшаяся после замужества на фамилии отца Мария. – Я предложила одноклассникам пойти ко мне в гости. Ничего не подозревавшие родители как будто ничуточки не удивились. Мама тут же гостеприимно накрыла стол, папа с готовностью поддерживал разговоры.
Трудолюбие в чести
Старшая из двух дочь Ирины и Евгения появилась на свет, когда они были на третьем курсе института. Жить вместе с новорождённой Марией пришлось в студенческом общежитии. В него же она вернулась через 20 лет, чтобы получить два высших образования по специальностям «управление процессом перевозок» и «экономика на транспорте». Трудовой путь на железной дороге она начала ещё раньше, в 1994–1995 годах курьером в ВЧДЭ-20 – у Бочковых трудолюбие в чести. Сегодня отраслевой стаж Марии неуклонно приближается к четверти века.
– Когда училась в Уральском государственном университете путей сообщения (прежде – УЭМИИТ), мой путь часто пролегал мимо техникума сервиса и дизайна в переулке Красном, – улыбается обладательница макрогранта. – Мне хотелось научиться шить, но нагрузка и без того была под завязку. Теперь, на пути к воплощению проекта «ПроШивая сердцем СВОим», я реализовалась и на этом поприще. Думаю, это бабушкины гены.
Альфинур Сабирова
Фото из семейного архива
Их труд бесценен
В преддверии женского праздника о труженицах стальной магистрали, которые внесли важный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, вспоминает ветеран СвЖД, почётный железнодорожник Александр Логинов.
«В первый месяц войны из локомотивного депо станции Чусовская на фронт ушло более 250 человек, в том числе и несколько женщин. Сразу же перестало хватать работников локомотивных и ремонтных бригад. Взамен ушедших сотрудников на их места пришли жёны, матери и дети. С 1942 года на Свердловской железной дороге помощниками и машинистами паровозов и электровозов уже успешно трудились женщины.
В их числе была Валентина Бояринова. В 1941 году её отца забрали на фронт, а в 1942 году пришло извещение, что он пропал без вести. Валентина устроилась в госпиталь, который находился в школе № 9, но, когда в локомотивном депо станции Чусовская объявили, что открываются курсы по подготовке помощников машиниста электровозов и на них принимают женщин, она сразу же поступила туда на обучение. С 12 января 1942 года она начала работать помощником машиниста электровоза, а с 1944 года – машинистом грузовых поездов. В 1956 году Валентина перешла на должность маневрового машиниста. За годы работы она была награждена медалью «За трудовое отличие», значком «Ударник Сталинского призыва».
Ещё одна труженица – Валентина Чернавина (Ощепкова). Она окончила школу фабрично-заводского ученичества по специальности машинист крана и курсы помощников машиниста электровоза. Интересно, что первое время Валентина работала в локомотивной бригаде вместе с машинистом Валентином Ощепковым. Он впоследствии стал её супругом. В 1943 году она начала сама управлять поездом. Она провела 10 тяжеловесных составов. За время войны её дважды награждали нагрудным значком «Ударник Сталинского призыва». Восьмого марта 1944 года ей вручили знак «Почётный железнодорожник». Она стала и обладательницей медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Машинистами и помощниками трудились также Т. Зуева, А. Вяткина, М. Бармина, Т. Морозова, Е. Челпанова, М. Клеменкова, Е. Волохатых, А. Грачёва, О. Дылдина и многие другие. Они водили тяжеловесные поезда с грузами оборонного значения, санитарные и пассажирские составы.
Другие должности, зачастую требующие мужской силы и выносливости, тоже заняли представительницы прекрасного пола. Любовь Конышева, к примеру, работала слесарем по ремонту тяговых двигателей, Галина Леванова – слесарем по ремонту высоковольтной аппаратуры электровоза, Ольга Семёнова (на фото слева) – машинистом мостового крана, Зоя Чудинова – машинистом котельной установки, Ираида Епишина – электромонтёром отдела главного механика. Елена Шматкова трудилась пробоотборщиком лаборатории и маляром, Сакина Гарифова и Елена Кашина – нормировщицами, Зоя Елтышева – техником по замерам колёсных пар, затем дефектоскопистом, а после – освобождённым бригадиром. Анна Пряничникова, Таисия Соболева, Эльза Гашева (на фото в центре) и Руфина Марчукова стали отличными токарями. Многие из них за свой тяжёлый труд были награждены различными правительственными наградами».
Подготовила Евгения Гусева
Фото из личного архива
Бойцы благодарят за помощь
Коллективу волонтёрского отряда «В ритме жизни» Сургутского региона СвЖД вручена грамота от руководства управления 239-го гвардейского танкового казачьего полка –за неоценимый вклад и поддержание высоких показателей боевой деятельности личного состава первого танкового батальона.
Было приятно получить в середине февраля обратную связь от участников СВО – бойцов, которых мы поддерживаем уже второй год. Добрые слова и оценка работы вдохновляют на дальнейшие свершения.
С 2024 года волонтёры Сургутского отряда регулярно трудятся на благо фронта. С тех пор мы сплели уже 183 маскировочных сети, изготовили 47 костюмов «Леший», 88 нашлемников, 60 сеток на антитепловизионные одеяла, более 37 тыс. сухих душей и 3212 окопных свечей. Добровольцы отряда регулярно собирают средства для участников СВО из разных частей. В общей сложности мы собрали более 717 тыс. рублей. На эти деньги закупали продуктовые наборы и подарки, постельное бельё в госпиталь в Белгороде, материалы для комплектации сухого душа и маскировочных сетей и другие необходимые вещи. Мы постоянно вяжем и передаём для солдат тёплые носки. Связь с военными держим через общественную организацию «Зов Родины» в Сургуте.
На сегодняшний день в волонтёрском отряде «В ритме жизни» Сургутского региона СвЖД состоит 77 человек. Из них 30 человек – это активисты, участвующие в волонтёрской деятельности регулярно. У некоторых добровольцев в СВО участвуют сыновья, племянники и другие родственники.
Елена Смирнова, командир отряда «В ритме жизни» Сургутского региона
Фото из архива отряда «В ритме жизни» Сургутского региона

О фронтовых и трудовых заслугах
В преддверии 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне хочется вспомнить о железнодорожниках, которые встали на защиту нашей страны. Одним из них был машинист локомотивного депо станции Чусовская Сергей Боярских (на фото).
Он родился 19 августа 1914 года в городе Кизеле в семье слесаря паровозного депо. Работать начал рано – уже в 1930 году стал монтёром в дистанции силовых токов в Кизеле. С 1931 по 1935 год учился в Свердловском эксплуатационно-электротехническом техникуме, где получил специальность техника подвижного состава электрических железных дорог. Затем дипломированный специалист устроился на работу электромонтёром в локомотивное депо электровозов станции Чусовская (оно было создано в июле 1933 года). Уже через год Сергей сдал экзамены на помощника машиниста электровоза и начал работать по профессии, но вскоре отправился служить в армию. Вернувшись, с 1939 года он продолжил трудиться в депо, со временем став машинистом.
Когда началась Великая Отечественная война, железнодорожник ушёл на фронт. На протяжении четырёх лет воевал в артиллерии, был наводчиком, старшиной артдивизиона. За успехи на фронте Сергей Боярских был удостоен разных боевых наград. Например, он получил ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медаль «За отвагу».
После войны ещё три десятка лет Сергей проработал на стальной магистрали: машинистом электровоза, машинистом-инструктором, заместителем начальника депо по эксплуатации. Кроме того, был избран освобождённым секретарём парткома. Он участвовал во многих мероприятиях локомотивного депо и Чусовского отделения дороги, занимался общественными делами. Его труд в послевоенные десятилетия был отмечен орденами Ленина, Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почёта». Он стал обладателем в том числе и знака «Почётный железнодорожник».
Выйдя на заслуженный отдых, Сергей Боярских возглавил ветеранскую организацию локомотивного депо станции Чусовская. Он проводил активную патриотическую работу с учениками в школе № 75. Вместе с супругой Ниной воспитал троих сыновей и двух дочерей. Большинство из них работали руководителями на железнодорожном транспорте.
Александр Логинов, почётный железнодорожник
Фото из архива СвЖД

Легендарный зам
Сегодня у родственников, друзей и приятелей почётного железнодорожника Леонида Домарова (на фото) завершаются приятные хлопоты. Завтра, в первый день календарной весны, он будет принимать от них поздравления и подарки в связи с 90-летием со дня рождения.
Средний сын
Будущий лауреат Премии Совета Министров СССР, кавалер орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени с десятью медалями в придачу, он появился на свет в селе Коробейниково на Алтае. У его крестьян-родителей было три сына. Старший, Василий, дважды определил судьбу среднего, Леонида, уговорив его окончить не семилетку, а десять классов и благословив на поступление в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Поначалу учёбу на вечернем отделении стройфака пришлось совмещать с тяжёлой работой разнорабочего – рядом с вузовским общежитием возводился новый корпус альма-матер. Только через год, в 1954-м, Лёня стал полноправным студентом, смог позволить себе вновь увлечься любимой со школьной скамьи тяжёлой атлетикой и через четыре года окончить институт четырёхкратным чемпионом Новосибирска.
Жену он выбрал под стать себе – Клавдия Мазурова входила в молодёжные сборные РСФСР по волейболу и баскетболу. Свадьбу зарегистрировавшие отношения накануне молодожёны сыграли 31 мая 1958 года. Гуляли на всю катушку – аж с тремя баянами!
Союз оказался крепким. В нём выросли пошедшие по стопам родителей-железнодорожников дети – Ольга и Сергей, внуки Стас, Елена и Андрей. Семейный клан Домаровых продолжают родившиеся на Урале правнуки.
Меж тем трудовой путь юбиляр начинал в сентябре 1958 года на Томской железной дороге, которая через три года была объединена с Омской в Западно-Сибирскую (ЗСЖД). Обычно выпускников вузов определяли в бригадиры пути, но Леонид сразу стал дорожным мастером 7-го околотка станции Ельцовка. На СвЖД он перешёл через 21 год и 5 месяцев с должности первого заместителя начальника службы пути всей ЗСЖД.
Жизнь с понедельника
В понедельник, 10 марта 1980 года, новоиспечённый заместитель руководителя Свердловской магистрали по пути и строительству прибыл в Свердловск (с 1991 года Екатеринбург). Так началась главная трудовая эпопея его жизни.
Следующее десятилетие стало временем бурного развития СвЖД, и роль управленца Домарова в этом процессе была весома. В первые три года не покрывавшие прежде потребности объёмы ремонта пути были увеличены более чем в два раза. Для этого потребовалось воссоздать путевые машинные станции. В результате ликвидация просрочки межремонтных периодов по главному ходу позволила отменить ограничения скорости движения поездов и нарастить объёмы перевозки грузов. Значительно возросло строительство. В 1980-е – начале 1990-х возведены заводы ЖБИ в Баженово, деревообрабатывающий в Свердловске, всевозможные мастерские по ремонту спецтехники. Ведомственного жилья сдавалось втрое больше, чем прежде. При этом шло стремительное развитие Тюменского Севера, где тоже не только производственные, но и социальные вопросы требовали быстрого решения.
Нестандартный стиль
Стиль Леонида Домарова – нестандартный подход к задачам. Его он применил при ликвидации в 1985 году одного из самых узких мест СвЖД того времени – однопутного моста через реку Брусянку. Через год грамотно организованной круглосуточной работы рядом вырос новый.
Так было и при замене пролётов Камского моста в 1986 году, когда стандартные 20-метровые фермы были заменены увеличенными в 6,5 раза. После чего скорость грузовых поездов возросла вдвое, пассажирских – втрое. Так было и при реконструкции станции Каменск-Уральский, с которой в 1987 году стартовала программа развития крупных узлов.
Так было и при восстановлении Сортировки в Свердловске. Когда работу станции после взрыва возобновили через четыре дня.
Так было и при устранении последствий страшного наводнения в Серове в 1993-м, и при реконструкции здания нового Екатеринбургского вокзала в 1997-м, и при реставрации старого в 2002-м, и при строительстве Центра управления перевозками в 2001-м. Эти объекты Домаров курировал уже после упразднения должности, которую занимал, – в качестве заместителя главного инженера по строительству и заместителя начальника службы капстроительства СвЖД. На пенсию неугомонный зам вышел в 1997-м – и тут же стал одним из активистов ветеранской организации дороги.
По их инициативе в декабре 2023 года началось издание серии книг «Легенды СвЖД». Леонид Домаров стал героем первой, названной «А то, что построено, всё людям останется».
Марина Дашевская
Автор фото Евгений Наймушин
В созвездии ярких судеб
Тепло, почти по-семейному прошла 18 февраля презентация третьей книги уникальной для всего холдинга «РЖД» серии «Легенды СвЖД». Издание называется «Дорога длиною в жизнь», а повествование в нём построено на основе воспоминаний почётного железнодорожника с 1979 года, почётного ветерана магистрали Фаниса Афлятунова (на фото справа).
Разделить с ним торжественность момента в эксплуатационном вагонном депо Свердловск-Пассажирский, на территории которого создан образовательно-выставочный центр, собрались работники, ветераны и молодёжь СвЖД, учащиеся отраслевых учебных заведений Екатеринбурга, воспитанники детской железной дороги.
Вслед за героем книги слово было предоставлено бывшему главному инженеру СвЖД Игорю Набойченко. Со свойственной ему эмоциональностью он припомнил, что во времена, когда Фанис в 1989 году возглавил Сургутское отделение дороги, на центральной площади города Сургута гордо красовался транспарант о том, что ежедневно северяне дают стране миллион тонн нефти и миллиард кубометров газа.
– Как-то я поймал себя на мысли, что эти огромные цифры были написаны и для железнодорожников, – признался Игорь. – Ведь эти объёмы надо было вывозить. Меж тем в 1990-е энтузиазм у людей практически сошёл на нет, и социалка вышла на первый план. А чем был тогда Сургут? Маленький вокзальчик с лужей перед входом, которая пересыхала разве что зимой. Вокруг него на километры – балки, в которых жили семьи работников отделения. Именно при Афлятунове были ликвидированы последние из этих временных построек.
Возглавлявший Свердловскую магистраль с 1990 по 2002 год Борис Колесников в своём выступлении отметил гражданский патриотизм героя книги, его преданность отрасли, предприятию, семье. Представители его династии, которые также присутствовали на презентации, уже отдали дороге 170 лет и не собираются на этой цифре останавливаться.
Председатель Сургутского регионального совета ветеранов СвЖД Вячеслав Черемисин не стал скрывать, что Фанис для него – родной человек. Его хлебосольная супруга Валерия, бывало, не только досыта накормит прибывшего со станции Пурпе командировочного, но ещё и «тормозок» в обратный путь соберёт.
– Часто вспоминается хозрасчёт, – добавил Вячеслав. – Когда появился стимул работать на результат.
Председатель дорожного совета ветеранов Леонид Соколов напомнил собравшимся, что серия «Легенды СвЖД» началась с книги, вышедшей в свет в ноябре 2023 года. Она посвящена жизненному пути лауреата премии Совета министров СССР Леонида Домарова, который 1 марта отметит 90-летие со дня рождения. Вторая рассказывает о машинисте тепловоза локомотивного депо Егоршино Евгении Парчинском – первом железнодорожнике, получившем звание Героя России.
– Сегодня идёт работа над четвёртым изданием, – сообщил Леонид. – Его героем по праву станет участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, начальник СвЖД, дольше других – 16 лет её возглавлявший Вячеслав Егоров.
– Мы живём в то время, когда всё стремительно меняется, – резюмировал начальник СвЖД Павел Бурцев. – Для того чтобы понимать, куда мы идём, надо знать, что было до нас. За одни только условия, в которых сравнительно недавно наши предшественники отдавались любимому делу, они достойны глубокого уважения.
В завершение встречи с ярчайшим представителем плеяды легендарных людей Свердловской магистрали автор и баянист Сергей Матвеев исполнил гимны дороги и её Сургутского отделения.
Из досье:
Фанис Афлятунов родился в Башкирии 10 ноября 1937 года. Трудовой путь начинал кочегаром паровоза. В 1964 году окончил УЭМИИТ. На СвЖД отработал 38 лет, 10 из них – начальником Сургутского отделения (ныне регион). Сегодня обладатель главного отраслевого звания, кавалер ордена Почёта и заслуженный работник транспорта РФ – активный член ветеранской организации дороги, куратор отряда серебряных волонтёров. Человек энциклопедических знаний, он щедро делится с окружающими не только опытом, но и постулатами своей философии, а также секретами долголетия и здравомыслия.
Альфинур Сабирова
Автор фото Никита Песоцкий
Ветеранам помогают молодые
Работники путевой машинной станции № 169 Нижнетагильского региона СвЖД делами встречают объявленный в ОАО «РЖД» Год железнодорожной славы.
Так, 12 февраля начальник сектора управления персоналом Кирилл Шуплецов и активные волонтёры из совета молодёжи предприятия: Илья Неволин, Никита Новожилов, Евгений Сафонов и Иван Ямалов – посетили бывшего работника предприятия Ольгу Силкину, которая долгое время работала бригадиром полевой колонны. Её общий трудовой стаж на железнодорожном транспорте составляет 29 лет.
Ольга Александровна заслуженный, уважаемый пенсионер, одна проживает в частном доме. А там, как известно, работы всегда очень много. И у пожилого человека справиться с ней уже не всегда получается. В хозяйстве есть корова, куры. Дружная молодёжная компания, вооружившись лопатами, топорами и прочим инструментом, убрала снег и наледь у дома пенсионерки, наколола дров с запасом, чтобы хватило и на следующую зиму, помогла перенести тюки сена под навес.
– Мы всегда по первой просьбе помогаем работникам, которые отдали годы своей жизни труду на железнодорожном транспорте, – говорит Кирилл Шуплецов. – У совета молодёжи налажено тесное взаимодействие с советом ветеранов нашей путевой машинной станции. Визит к Ольге Силкиной лишь один из эпизодов деятельности молодёжных волонтёров.
Николай Королёв
Фото из архива ПМС-169
Дорогой, ведущей из детства
Ветеран СвЖД, машинист-миллионник Владимир Иванов 21 февраля отмечает юбилей: сегодня ему исполнилось 75 лет. Из них 37 наш герой проработал на стальной магистрали, сохранив об этом периоде самые тёплые воспоминания.
С детства его жизнь была связана с железной дорогой. Владимир родился в Верхотурском районе Свердловской области. Его мама Александра в то время трудилась стрелочницей на разъезде 99-й км. Семья жила в станционном доме. В школу Вова со старшей сестрой Тамарой ходили пешком – 1,5 км по станционным путям, через лесозавод, пересекая реку. В 1961 году их маму перевели работать дежурной на станцию Сагра. Здесь, в посёлке Исеть, Владимир и окончил восемь классов. После он учился в вечерней школе и в профессионально-техническом училище.
В 1968 году Владимира приняли на первое место работы: он стал токарем в локомотивном депо станции Свердловск-Пассажирский. В ноябре этого же года он перешёл на должность кочегара паровоза, а уже через год стал помощником машиниста паровоза.
Новый этап в карьере железнодорожника начался в 1973 году. Он сам освоил электропоезд, сдал экзамены, а затем перешёл на должность помощника машиниста электросекции. Спустя два года стал машинистом электросекции, а в 1978 году ему была присвоена квалификация машиниста третьего класса. 10 сентября 1991 года, когда Владимир Иванов отметил 20 лет в поездной работе, про него, как про одного из лучших работников депо, была опубликована заметка в газете «Путёвка». Машинистом-первоклассником он стал в 1996 году.
За свою успешную трудовую деятельность Владимир получил немало наград. Например, в 1974 и 1975 годах ему вручали премию и благодарности за проявленную бдительность при исполнении служебных обязанностей, а также поощряли за бдительность по предотвращению столкновения. Он не допустил крушения товарного состава: у одного вагона горела букса, а когда поезд остановили и стали отцеплять вагон, отвалилась шейка колёсной пары. В 2003 году Владимир был награждён нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». По факту же за годы своей работы он стал машинистом-миллионником. Перед тем как в 2005 году выйти на заслуженный отдых, несколько лет наш герой по состоянию здоровья работал слесарем подвижного состава.
– В его семье, кроме мамы, есть и другие железнодорожники, – говорит о своём супруге Ирина Иванова. – Сестра Владимира Тамара работала заместителем начальника станции Исеть, а его дядя Дмитрий – машинистом паровоза. Его младший сын Дмитрий пошёл по стопам отца – стал геодезистом на Свердловской железной дороге.
По сей день Владимир Иванов продолжает трудиться – правда, уже не по профессии. Кроме того, на его плечах лежат все заботы по саду.
– Когда коллективный сад железнодорожников «Рассвет» около посёлка Сагра строился, он валил лес и возводил наш дом, – добавляет Ирина. – После пожара он восстановил этот дом, всё вокруг благоустроил. Мы постоянно живём в этом саду уже пять лет.
У Владимира большая семья: четверо детей (Игорь, Сергей, Наталья и Дмитрий), трое внуков (Екатерина, Алексей и Александр) и четверо правнуков, самому младшему из которых, Владиславу, три года. В череде ежедневных дел Владимир находит время и на увлечение: в зимнее и летнее время он с удовольствием рыбачит на водоёмах Свердловской области.
Евгения Гусева
Автор фото Никита Песоцкий
Made on
Tilda